Массивы в языке си

1.1 Понятие массива

Массив – это совокупность элементов одного
типа, имеющих одно имя и расположенных в памяти ПК вплотную друг к другу.
Массивы могут состоять из арифметических данных, символов, строк, структур,
указателей. Доступ к отдельным элементам массива осуществляется по имени
массива и индексу (порядковому номеру) элемента.

При объявлении массива в программе
определяется имя массива, тип его элементов, размерность
и размер. Размерность или количество измерений
массива определяется количеством индексов при обращении к элементам массива.
Массивы бывают одномерные, двухмерные, трехмерные и т.д. . Размер массива
– это количество его элементов по соответствующим размерностям. Общий вид
объявления массива:

<имя_типа> <имя_массива>
… ;

где k1, k2, …, kn
количество элементов массива – константы или константные выражения по 1, 2,
…, n
измерениям. Причем значения индексов могут изменяться от
до ki – 1.

Такое объявление массива называют статическим,
поскольку предельное количество его элементов известно заранее и оно уже не
может быть изменено в ходе выполнения программы. При работе с массивами необходимо
следовать следующим правилам:

¨  
современные
трансляторы языка Си не контролируют допустимость значений индексов, это должен
делать программист;

¨  
количество измерений
массива не ограничено;

¨  
в памяти элементы
массива располагаются так, что при переходе от элемента к элементу наиболее
быстро меняется самый правый индекс массива, т.е. матрица, например,
располагается в памяти по строкам;

¨  
имя массива
является указателем – константой на первый элемент массива;

¨  
операций над
массивами в Си нет, поэтому пересылка элементов одного массива в другой может
быть реализована только поэлементно с помощью цикла;

¨  
над элементами
массива допускаются те же операции что и над простыми переменными того же типа;

¨  
ввод/вывод
значений элементов массива можно производить только поэлементно;

¨  
начальные
значения элементам массива можно присвоить при объявлении массива.

Примеры объявления массивов:

int   A ;     //одномерный массив
из 10 целочисленных величин

float   X ;     //одномерный
массив из 20 вещественных величин

int  a={1, 2, 3, 4, 5};   
//массив с инициализацией его элементов

int  c[]={–1 , 2, 0, –4, 5, –3, –5, –6,
1}; // массив размерность которого 6определяется числом инициализирующих
элементов

Обращения к элементам одномерного
массива могут иметь вид: A, A, A,…A, A.

В Си нет массивов с переменными
границами. Но, если количество элементов массива известно до выполнения
программы, можно определить его как константу с помощью директивы  #define,
а затем использовать ее в качестве границы массива, например,   

#define  n  10;

Main  ( )

{ int a, b;     // Объявление
2–х одномерных массивов

Если количество элементов массива
определяется в процессе выполнения программы, используют динамическое
выделение оперативной памяти компьютера.

Понятие JSON

JSON (JavaScript Object Notation) – это текстовый формат представления данных в нотации объекта JavaScript. Предназначен JSON, также как и некоторые другие форматы такие как XML и YAML, для обмена данными.

Несмотря на своё название, JSON можно использовать не только в JavaScript, но и в любом другом языке программирования.

JSON по сравнению с другими форматами также обладает достаточно весомым преимуществом

Он в отличие от них является более компактным, а это очень важно при обмене данными в сети Интернет. Кроме этого, JSON более прост в использовании, его намного проще читать и писать

При веб-разработке JSON очень часто применяется в качестве формата для передачи информации от веб-сервера клиенту (веб-браузеру) при AJAX запросе.

Как выглядит этот процесс? Его можно представить в виде двух шагов. На первом шаге, сервер, по запросу пришедшему ему от клиента, сначала формирует некоторый набор данных в удобном формате, который затем можно было бы очень просто упаковать в строку JSON. Завершается работа на сервере отправкой JSON данных в качестве результата клиенту. На втором шаге, клиент получает в качестве ответа от сервера строку JSON и распаковывает её, т.е. переводит в JavaScript объект. После этого на клиенте выполняются дальнейшие с ними действия, например, выводятся на страницу.

Это один из примеров использования формата JSON. Но его применение не ограничивается только этим сценарием, их очень много и не только в веб.

В JSON, в отличие от XML и YAML, данные организованы также как в объекте JavaScript. Но JSON – это не объект, а строка. При этом не любой объект JavaScript может быть переведён один к одному в JSON. Например, если у объекта есть методы, то они при преобразовании в строку JSON будут проигнорированы и не включены в неё.

Чтение¶

Файл sw_templates.json:

{
  "access" 
    "switchport mode access",
    "switchport access vlan",
    "switchport nonegotiate",
    "spanning-tree portfast",
    "spanning-tree bpduguard enable"
  ],
  "trunk" 
    "switchport trunk encapsulation dot1q",
    "switchport mode trunk",
    "switchport trunk native vlan 999",
    "switchport trunk allowed vlan"
  
}

Для чтения в модуле json есть два метода:

  • — метод считывает файл в формате JSON и возвращает объекты Python
  • — метод считывает строку в формате JSON и возвращает объекты Python

Чтение файла в формате JSON в объект Python (файл json_read_load.py):

import json

with open('sw_templates.json') as f
    templates = json.load(f)

print(templates)

for section, commands in templates.items():
    print(section)
    print('\n'.join(commands))

Вывод будет таким:

$ python json_read_load.py
{'access': , 'trunk': }
access
switchport mode access
switchport access vlan
switchport nonegotiate
spanning-tree portfast
spanning-tree bpduguard enable
trunk
switchport trunk encapsulation dot1q
switchport mode trunk
switchport trunk native vlan 999
switchport trunk allowed vlan

2.1 Инициализация массива

Инициализация массива – это присваивание элементам массива
начальных значений. Инициализацию массива можно выполнить на этапе описания
массива, как это показано в п.1.1. Но в том случае, когда начальные значения
получают лишь некоторые элементы массива, а остальные вычисляются в процессе
выполнения программы, в программе записывают операторы присваивания. Например:

a= –1; a=1.1;

Присваивание всем элементам массива
одного и того же значения осуществляется в цикле. Например, чтобы всем
элементам массива a присвоить значение 0, можно воспользоватся
алгоритмом изображенный на рис. 2.1.

     for(i=0;i<n;i++)

        a=0;

// или с помощью цикла while

    i=0;

    while (i<n)

    {   

         a=0;

          i=i+1;

    }

Рисунок 2.1 Алгоритм и фрагмент
программы инициализации массива

В представленном алгоритме все
элементы массива в цикле последовательно инициализируются значением – 0.

Класс System.Array

Это абстрактный базовый класс (что означает, что вы не можете создать экземпляр этого класса) предоставляет нам методы и свойства для работы с массивами в C#. Разберем небольшой пример, где реализуем метод данного класса , создающий экземпляр массива. В нем, первым параметром будет тип, а вторым — измерение (т.е размерность массива: одномерный, двумерный и т.д.). А после создания нашего массива применим метод для добавления в него элементов.

Пример:

System.Array myArray;
myArray = System.Array.CreateInstance (GetType (string), 3);
myArray.SetValue ("one", 0);
myArray.SetValue ("two", 1);
myArray.SetValue («three», 2);
myArray = System.Array.CreateInstance (GetType (string), 3, «one», «two», «three»);
sValue = System.Convert.ToString (myArray.GetValue (2));

Кроме рассмотренных, данный класс содержит около двух десятков полезных статических методов и свойств.

Одномерные массивы. Решение задач.

Series8. Дано целое число N и набор из N целых чисел. Вывести в том же порядке все четные числа из данного набора и количество K таких чисел.

Исходное решение: Series8.

Модифицированное решение:

var
  a: array of integer; {мы не знаем заранее N, поэтому берем с запасом.}
  k, N, i: integer;

begin
  write('N = '); 
  readln(N);  
  write('Введите ', N, ' целых чисел: '); 
  for i := 1 to N do read(a); {заполняем масссив}
  
  {Начинаем выбирать чётные числа}
  write('Чётные числа: ');
  for i := 1 to N do
  begin
    if a mod 2 = 0 then 
    begin
      Inc(k);
      write(a, ' ');
    end;
  end;  
  writeln();
  writeln('Количество четных чисел - ', k); 
end.

Series28.  Дано целое число N и набор из N вещественных чисел: A1, A2, …, AN. Вывести следующие числа:

(A1)N, (A2)N−1, …, (AN−1)2, AN.

Исходное решение: Series28.

Более подробно про возведение числа в степень мы говорили в решении задачи for36.

Модифицированное решение:

var
  a: array of integer; 
  N, i, j, n_pow: integer;
  d, r: real;

begin
  write('N = ');
  readln(N);
  write('Введите ', N, ' целых чисел: '); 
  for i := 1 to N do read(a);
  
  {Возводим элементы массива в степень}
  for i := 1 to N do
  begin
    n_pow := N + 1 - i;
    d := a;
    if n_pow mod 2 <> 0 then r := d else r := 1; //в r будет записываться результат
    while n_pow > 1 do
    begin
      n_pow := n_pow div 2;
      d := d * d;
      if n_pow mod 2 <> 0 then r := r * d;
    end;
    writeln(a, ' в степени ', N + 1 - i, ' равно ', r);
  end;
end.

Ну и напоследок давайте разберём веселенькую задачу на длинную арифметику.

Задача. Найти факториал числа. 

Мы уже решали эту задачу здесь(for19).

Научимся вычислять факториал натурального числа N. Факториал числа — это произведение чисел 1*2*3*…*(N-1 )*N (обозначается как N!).  Сложность задачи в том, что уже 8!=40320, а 13!=6227020800. Типы данных Integer, Longlnt применимы весьма в ограниченном диапазоне натуральных чисел. Для представления факториала договоримся использовать массив. Пример:

A A A A A A A A A
8 8 6 1 9 9 3

В массиве записано значение 11!=39916800. Каким образом? В А фиксируется число занятых элементов массива, в А — цифра единиц результата, в А — цифра десятков результата, в А — цифра сотен результата и т. д. Почему так, а не наоборот? Такая запись позволяет исключить сдвиг элементов массива при переносе значений в старший разряд. А сейчас наберите, как обычно, текст программы, выполните компиляцию и, выполните ее в пошаговом режиме, отслеживая изменение значений переменных при не очень большом значении N. Добейтесь полного понимания логики работы программы.

Для того чтобы выполнить программу в пошаговом режиме, нажмите «шаг без входа в подпрограмму» и перейдите в «локальные переменные».

const 
  MaxN = 300;

var
  A: array  of integer;
  i, j, r, w, N: integer;

begin
  Write('Введите число, факториал которого необходимо подсчитать: ');
  Read(N);
  A := 1;
  A := 1; 
  j := 2; {Начальные присвоения, начинаем вычислять 2! }
  while (j <= N) and (A < MaxN) Do {Второе условие 
  позволяет избежать выхода из границ диапазона, если 
  количество цифр в факториале превзойдет 300.}
  begin
    r := 0;
    i := 1;
    {r - перенос из разряда в разряд при
    выполнении умножения числа j на очередную цифру
    A предыдущего результата.}
    while (i <= A) or (r <> 0) Do 
    begin
      {Пока не
      «прошли» все цифры предыдущего результата или
      есть перенос цифры в старший разряд}
      w := A * j + r;{Умножаем очередную цифру и
      прибавляем цифру переноса из предыдущего
      разряда}
      A := w mod 10; {Оставляем остаток от деления на 10}
      r := w div 10;{Вычисляем значение переноса}
      if A + 1] <> 0 then Inc(A);{Изменяем 
      количество элементов, если их количество увеличилось.}
      Inc(i);
    end;
    Inc(j);
  end;
  write('Факториал: ');
  for i := A downto 1 Do Write(A);{Вывод результата}
end.

Подведем итоги:

Одномерный массив — это конечное упорядоченное множество элементов. За первым элементом идет второй, за вторым — третий и т. д. Индекс может быть чем угодно — и целым числом, и символом. Но чаще мы всё-таки будем пользоваться следующим диапазоном:  .

Запись JSON в файл

Самый простой способ записать JSON в файл — использовать словарь. Они могут хранить вложенные словари, массивы, булевы значения и другие типы данных вроде целых чисел и строк. Более детальный список поддерживаемых типов данных можно найти . 

Во встроенной библиотеке есть «волшебный» метод, который позволяет конвертировать словари в сериализованную JSON-строку.

import json

data = {}
data = []
data.append({
    'name': 'Scott',
    'website': 'pythonist.ru',
    'from': 'Nebraska'
})
data.append({
    'name': 'Larry',
    'website': 'pythonist.ru',
    'from': 'Michigan'
})
data.append({
    'name': 'Tim',
    'website': 'pythonist.ru',
    'from': 'Alabama'
})

with open('data.txt', 'w') as outfile:
    json.dump(data, outfile)

После импорта библиотеки мы объявляем несколько словарей и наполняем их данными. Самая важная часть — в конце программы. Здесь мы используем оператор , чтобы открыть файл. После этого мы используем метод , чтобы записать наши словари в файл. 

Вторым аргументом может быть любой файлоподобный объект — даже если это не совсем файл. Например, сокет. Его можно открыть, закрыть и записать так же, как и файл

С подобным вариантом использования JSON вы точно столкнетесь — это важно запомнить. 

Стоит упомянуть и о вариации метода — . Этот метод позволяет вернуть JSON-строку, а не записывать ее в файл. Это может быть полезно, если вы хотите изменить JSON-строку. (например, зашифровать)

Резюмируем:

  1. Массивы нужны для структурирования и хранения информации
  2. Для объявления C#-массива необходимо указать его тип, квадратные скобки( знак массива) и как-то его назвать : .
  3. Инициализировать массив можно добавляя значение каждому элементу последовательно или перечислить значения в фигурных скобках, во время объявления, заставляя компилятор проставить необходимые сведения самому.
  4. В C# существует возможность реализовать массив объектов для хранения разнотипных элементов.
  5. Для определения длины массива используем свойство
  6. Многомерные массивы служат для хранения других массивов(в качестве элементов) с одинаковой длиной. Если длина хранящихся подмассивов неодинаковая — используем зубчатый массив.
  7. Для перебора массивов используем циклы и .
  8. Для удобства работы с рассматриваемыми структурами данных используем класс , изобилующий полезными методами и свойствами, необходимыми в повседневной работе С-программиста.

Для тех людей, кому лучше один раз посмотреть, чем сто раз почитать —  добавляем несколько ссылок на актуальные обучающие видеоролики от опытных C#-разработчиков:

Что такое массивы / Одномерный массив

Инициализация массива

Ввод-вывод массива

Как вам считывать массив? Во-первых, если все элементы массива задаются в одной строке входного файла. Тогда есть два способа. Первый — длинный, но довольно понятный:

a = input().split()  # считали строку и разбили ее по пробелам
                     # получился уже массив, но питон пока не понимает, что в массиве числа
for i in range(len(a)):
    a = int(a)  # прошли по всем элементам массива и превратили их в числа

Второй — покороче, но попахивает магией:

a = list(map(int, input().split()))

Может показаться страшно, но на самом деле вы уже встречали в конструкции

x, y = map(int, input().split())

когда вам надо было считать два числа из одной строки. Это считывает строку (), разбивает по пробелам (), и превращает каждую строку в число (). Для чтения массива все то же самое, только вы еще заворачиваете все это в , чтобы явно сказать питону, что это массив.

Какой из этих двух способов использовать для чтения данных из одной строки — выбирать вам.

Обратите внимание, что в обоих способах вам не надо знать заранее, сколько элементов будет в массиве — получится столько, сколько чисел в строке. В задачах часто бывает что задается сначала количество элементов, а потом (обычно на следующей строке) сами элементы

Это удобно в паскале, c++ и т.п., где нет способа легко считать числа до конца строки; в питоне вам это не надо, вы легко считываете сразу все элементы массива до конца строки, поэтому заданное число элементов вы считываете, но дальше не используете:

n = int(input())  # больше n не используем
a = list(map(int, input().split()))

Еще бывает, что числа для массива задаются по одному в строке. Тогда вам проще всего заранее знать, сколько будет вводиться чисел. Обычно как раз так данные и даются: сначала количество элементов, потом сами элементы. Тогда все вводится легко:

n = int(input())
a = []  # пустой массив, т.е. массив длины 0
for i in range(n):
    a.append(int(input()))  # считали число и сразу добавили в конец массива

Более сложные варианты — последовательность элементов по одному в строке, заканчивающаяся нулем, или задано количество элементов и сами элементы в той же строке — придумайте сами, как сделать (можете подумать сейчас, можете потом, когда попадется в задаче). Вы уже знаете все, что для этого надо.

Как выводить массив? Если надо по одному числу в строку, то просто:

for i in range(len(a)):
    print(a)

Если же надо все числа в одну строку, то есть два способа. Во-первых, можно команде передать специальный параметр , который обозначает «заканчивать вывод пробелом (а не переводом строки)»:

for i in range(len(a)):
    print(a, end=" ")

Есть другой, более простой способ:

print(*a)

Эта магия обозначает вот что: возьми все элементы массива и передай их отдельными аргументами в одну команду . Т.е. получается .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про сервера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: