Условные операторы в си

Основные использования ветвлений if/else

Ветвления if/else активно используются для проверки ошибок. Например, чтобы вычислить квадратный корень значения, параметр, который передается в функцию для вычисления, — обязательно должен быть положительным:

#include <iostream>
#include <cmath> // для функции sqrt()

void printSqrt(double value)
{
if (value >= 0.0)
std::cout << «The square root of » << value << » is » << sqrt(value) << «\n»;
else
std::cout << «Error: » << value << » is negative\n»;
}

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

#include <iostream>
#include <cmath> // для функции sqrt()

voidprintSqrt(doublevalue)

{

if(value>=0.0)

std::cout<<«The square root of «<<value<<» is «<<sqrt(value)<<«\n»;

else

std::cout<<«Error: «<<value<<» is negative\n»;

}

Также операторы if используют для ранних возвратов — когда функция возвращает управление обратно в caller еще до завершения выполнения самой функции. В программе, приведенной ниже, если значением параметра является отрицательное число, то функция сразу же возвращает в caller символьную константу или перечислитель в качестве кода ошибки:

#include <iostream>

enum class ErrorCode
{
ERROR_SUCCESS = 0,
ERROR_NEGATIVE_NUMBER = -1
};

ErrorCode doSomething(int value)
{
// Если параметром value является отрицательное число,
if (value < 0)
// то сразу же возвращаем код ошибки
return ErrorCode::ERROR_NEGATIVE_NUMBER;

// Что-нибудь делаем

return ErrorCode::ERROR_SUCCESS;
}

int main()
{
std::cout << «Enter a positive number: «;
int a;
std::cin >> a;

if (doSomething(a) == ErrorCode::ERROR_NEGATIVE_NUMBER)
{
std::cout << «You entered a negative number!\n»;
}
else
{
std::cout << «It worked!\n»;
}

return 0;
}

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

#include <iostream>

enumclassErrorCode

{

ERROR_SUCCESS=,

ERROR_NEGATIVE_NUMBER=-1

};

ErrorCode doSomething(intvalue)

{

// Если параметром value является отрицательное число,

if(value<)

// то сразу же возвращаем код ошибки

returnErrorCode::ERROR_NEGATIVE_NUMBER;

// Что-нибудь делаем

returnErrorCode::ERROR_SUCCESS;

}

intmain()

{

std::cout<<«Enter a positive number: «;

inta;

std::cin>>a;

if(doSomething(a)==ErrorCode::ERROR_NEGATIVE_NUMBER)

{

std::cout<<«You entered a negative number!\n»;

}

else

{

std::cout<<«It worked!\n»;

}

return;

}

Ветвления if/else также обычно используют для выполнения простых математических операций. Например, рассмотрим функцию min(), которая возвращает минимальное из двух чисел:

int min(int a, int b)
{
if (a > b)
return b;
else
return a;
}

1
2
3
4
5
6
7

intmin(inta,intb)

{

if(a>b)

returnb;

else

returna;

}

Эта функция настолько проста, что её можно записать с помощью :

int min(int a, int b)
{
return (a > b) ? b : a;
}

1
2
3
4

intmin(inta,intb)

{

return(a>b)?ba;

}

Группировка операторов: отступы и блоки

Пока все идет хорошо.

Но предположим, что вы хотите вычислить условие, а затем сделать больше действий, если это правда:

Во всех приведенных выше примерах за каждым : следует только один оператор . Должен быть какой-то способ сказать: «если истина, то сделайте все следующие вещи»

Обычный подход, используемый большинством языков программирования, заключается в определении синтаксического устройства, которое группирует несколько операторов в один составной оператор или блок. Блок рассматривается синтаксически как единое целое. Если он является целью оператора и имеет значение истина, то выполняются все операторы в блоке. Если является ложным, то ни один из них не является ложным.

Практически все языки программирования предоставляют возможность определять блоки, но не все они обеспечивают это одинаково. Давайте посмотрим, как это делает Python.

Сравнение строк

Как вы видите,
сравнение двух числовых значений выполняется вполне очевидным образом. Но можно
ли, например, сравнивать строки между собой? Оказывается да, можно. Чтобы
определить, что одна строка больше другой, Python использует
«алфавитный» или «лексикографический» порядок. Другими словами, строки сравниваются
посимвольно. Например:

print('Я' > 'А' )
print( 'Кот' > 'Код' )
print( 'Сонный' > 'Сон' )

Алгоритм
сравнения двух строк довольно прост:

  1. Сначала
    сравниваются первые символы строк.

  2. Если первый
    символ первой строки больше (меньше), чем первый символ второй, то первая
    строка больше (меньше) второй.

  3. Если первые
    символы равны, то таким же образом сравниваются уже вторые символы строк.

Сравнение
продолжается, пока не закончится одна из строк. Если обе строки заканчиваются
одновременно, и все их соответствующие символы равны между собой, то строки считаются
равными. Иначе, большей считается более длинная строка.

В примерах выше
сравнение ‘Я’ > ‘А’ завершится на первом шаге, тогда как строки
«Кот» и «Код» будут сравниваться посимвольно:

  1. К равна К.
  2. о равна о.
  3. т больше чем д.

Инструкция if

Условный оператор if (в переводе с англ. — «если») реализует выполнение определённых команд при условии, что некоторое логическое выражение (условие) принимает значение «истина» .

Синтаксис:

Условие в этой конструкции может быть любым выражением. JavaScript автоматически преобразует результат выра­жения в логическое значение, вызывая для него функцию Boolean(). Если условие эквивалентно , выполняется инструкция, в противном случае – нет.

Выполняемая инструкций может быть представлена одной строкой или блоком кода (группой строк в фигурных скобках), например:

Выполнить код »
Скрыть результаты

Примечание: Рекомендуется всегда использовать фигурные скобки, даже если нужно вы­полнить всего одну строку кода. Это ясно показывает, что должно быть выполнено в каждом случае и улучшает читаемость кода.

Одиночные проверки

Внутри условия
можно прописывать и такие одиночные выражения:

x = 4; y = True; z = False
if(x): print("x = ", x, " дает true")
if(not ): print("0 дает false")
if("0"): print("строка 0 дает true")
if(not ""): print("пустая строка дает false")
if(y): print("y = true дает true")
if(not z): print("z = false дает false")

Вот этот оператор
not – это отрицание
– НЕ, то есть, чтобы проверить, что 0 – это false мы
преобразовываем его в противоположное состояние с помощью оператора отрицания
НЕ в true и условие
срабатывает. Аналогично и с переменной z, которая равна false.

Из этих примеров
можно сделать такие выводы:

  1. Любое число,
    отличное от нуля, дает True. Число 0 преобразуется в False.

  2. Пустая строка –
    это False, любая другая
    строка с символами – это True.

  3. С помощью
    оператора not можно менять
    условие на противоположное (в частности, False превращать в True).

Итак, в условиях
мы можем использовать три оператора: and, or и not. Самый высокий
приоритет у операции not, следующий приоритет имеет операция and и самый
маленький приоритет у операции or. Вот так работает оператор if в Python.

Видео по теме

#1. Первое знакомство с Python Установка на компьютер

#2. Варианты исполнения команд. Переходим в PyCharm

#3. Переменные, оператор присваивания, функции type и id

#4. Числовые типы, арифметические операции

#5. Математические функции и работа с модулем math

#6. Функции print() и input(). Преобразование строк в числа int() и float()

#7. Логический тип bool. Операторы сравнения и операторы and, or, not

#8. Введение в строки. Базовые операции над строками

#9. Знакомство с индексами и срезами строк

#10. Основные методы строк

#11. Спецсимволы, экранирование символов, row-строки

#12. Форматирование строк: метод format и F-строки

#13. Списки — операторы и функции работы с ними

#14. Срезы списков и сравнение списков

#15. Основные методы списков

#16. Вложенные списки, многомерные списки

#17. Условный оператор if. Конструкция if-else

#18. Вложенные условия и множественный выбор. Конструкция if-elif-else

#19. Тернарный условный оператор. Вложенное тернарное условие

#20. Оператор цикла while

#21. Операторы циклов break, continue и else

#22. Оператор цикла for. Функция range()

#23. Примеры работы оператора цикла for. Функция enumerate()

#24. Итератор и итерируемые объекты. Функции iter() и next()

#25. Вложенные циклы. Примеры задач с вложенными циклами

#26. Треугольник Паскаля как пример работы вложенных циклов

#27. Генераторы списков (List comprehensions)

#28. Вложенные генераторы списков

#29. Введение в словари (dict). Базовые операции над словарями

#30. Методы словаря, перебор элементов словаря в цикле

#31. Кортежи (tuple) и их методы

#32. Множества (set) и их методы

#33. Операции над множествами, сравнение множеств

#34. Генераторы множеств и генераторы словарей

#35. Функции: первое знакомство, определение def и их вызов

#36. Оператор return в функциях. Функциональное программирование

#37. Алгоритм Евклида для нахождения НОД

#38. Именованные аргументы. Фактические и формальные параметры

#39. Функции с произвольным числом параметров *args и **kwargs

#40. Операторы * и ** для упаковки и распаковки коллекций

#41. Рекурсивные функции

#42. Анонимные (lambda) функции

#43. Области видимости переменных. Ключевые слова global и nonlocal

#44. Замыкания в Python

#45. Введение в декораторы функций

#46. Декораторы с параметрами. Сохранение свойств декорируемых функций

#47. Импорт стандартных модулей. Команды import и from

#48. Импорт собственных модулей

#49. Установка сторонних модулей (pip install). Пакетная установка

#50. Пакеты (package) в Python. Вложенные пакеты

#51. Функция open. Чтение данных из файла

#52. Исключение FileNotFoundError и менеджер контекста (with) для файлов

#53. Запись данных в файл в текстовом и бинарном режимах

#54. Выражения генераторы

#55. Функция-генератор. Оператор yield

#56. Функция map. Примеры ее использования

#57. Функция filter для отбора значений итерируемых объектов

#58. Функция zip. Примеры использования

#59. Сортировка с помощью метода sort и функции sorted

#60. Аргумент key для сортировки коллекций по ключу

#61. Функции isinstance и type для проверки типов данных

#62. Функции all и any. Примеры их использования

#63. Расширенное представление чисел. Системы счисления

#64. Битовые операции И, ИЛИ, НЕ, XOR. Сдвиговые операторы

#65. Модуль random стандартной библиотеки

Обновлённый оператор switch в Java 14

С версии 14 Java поддерживает новый синтаксис switch:

Теперь нам не нужно писать break, а двоеточие заменено на стрелочку и фигурные скобки. Блок default по-прежнему не обязателен.

Если код блока case состоит всего из одной строки, то фигурные скобки можно не использовать:

В операторе switch прошлой версии мы задавали одно действие для нескольких значений case, располагая пустые case над case c кодом:

В новой версии для этого хватает одного case, а связанные с ним значения разделяются запятой. Например:

Теперь switch — уже не просто оператор ветвления, он может вернуть значение. Это делается с помощью вспомогательного оператора yield.

Пример:

В новой версии switch, когда нам нужно лишь вернуть значение из соответствующего case (он должен быть без кода), — можно обойтись и без слова yield:

Советы и упрощения

1. Фигурные скобки после if или else разрешено не ставить, если тело блока состоит всего из одной строки.

Однако всё же советую ставить скобки, так вы научитесь быть последовательными и облегчите рефакторинг кода.

2

Вот так писать не следует (внимание на условие в if):. Код будет работать, но сравнение boolean с boolean в условии — это лишняя операция

Код будет работать, но сравнение boolean с boolean в условии — это лишняя операция.

Поскольку метод isMoreFive сам возвращает булево значение — напишите вот так:

Здесь снова ненужное сравнение:

Чтобы не было лишней операции — пишите вот так:

Оператор elif

позволяет программе выбирать из нескольких вариантов. Это удобно, например, в том случае, если одну переменную необходимо многократно сравнить с разными величинами.

Такая конструкция может содержать сколь угодно большую последовательность условий, которые интерпретатор будет по порядку проверять.

Но помните, что первое условие всегда задается с

Также не стоит забывать, что как только очередное условие в операторе оказывается истинным, программа выполняет соответствующий блок инструкций, а после переходит к следующему выражению.

Из этого вытекает, что даже если несколько условий истинны, то исполнению подлежит все равно максимум один, первый по порядку, блок кода с истинным условием.

Если ни одно из условий для частей и не выполняется, то срабатывает заключительный блок под оператором (если он существует).

Как работает if else

Синтаксис

Оператор в языке Python — это типичная условная конструкция, которую можно встретить и в большинстве других языков программирования.

Синтаксически конструкция выглядит следующим образом:

  1. сначала записывается часть с условным выражением, которое возвращает истину или ложь;
  2. затем может следовать одна или несколько необязательных частей (в других языках вы могли встречать );
  3. Завершается же запись этого составного оператора также необязательной частью .

Принцип работы оператора выбора в Python

Для каждой из частей существует ассоциированный с ней блок инструкций, которые выполняются в случае истинности соответствующего им условного выражения.

То есть интерпретатор начинает последовательное выполнение программы, доходит до и вычисляет значение сопутствующего условного выражения. Если условие истинно, то выполняется связанный с набор инструкций. После этого управление передается следующему участку кода, а все последующие части и часть (если они присутствуют) опускаются.

Отступы

Отступы — важная и показательная часть языка Python. Их смысл интуитивно понятен, а определить их можно, как размер или ширину пустого пространства слева от начала программного кода.

Благодаря отступам, python-интерпретатор определяет границы блоков. Все последовательно записанные инструкции, чье смещение вправо одинаково, принадлежат к одному и тому же блоку кода. Конец блока совпадает либо с концом всего файла, либо соответствует такой инструкции, которая предшествует следующей строке кода с меньшим отступом.

Таким образом, с помощью отступов появляется возможность создавать блоки на различной глубине вложенности, следуя простому принципу: чем глубже блок, тем шире отступ.

Подробнее о табуляции и отступах в Python:

Python табуляция (отступы)

Примеры

Рассмотрим несколько практических примеров использования условного оператора.

Пример №1: создание ежедневного бэкапа (например базы данных):

Пример №2: Проверка доступа пользователя к системе. В данном примере проверяет наличие элемента в списке:

Пример №3: Валидация входных данных. В примере к нам приходят данные в формате . Нам необходимо выбрать все записи определенного формата:

Пример использования if

Рассмотрим следующий пример:

Kotlin

fun main() {
if (2 > 1) {
println(«Да, 2 больше чем 1.»)
}
}

1
2
3
4
5

funmain(){

if(2>1){

println(«Да, 2 больше чем 1.»)

}

}

Это простое выражение . Если условие истинно, то выражение выполнит код между фигурными скобками. Если условие ложно, то выражение не будет выполнять данный код. Все просто!

Термин выражение if используется здесь вместо оператора if, поскольку, в отличие от многих других языков программирования, в Kotlin значение возвращается из выражения . Возвращаемое значение является значением последнего выражения в блоке .

От вас не требуется использовать возвращаемое значение или присваивать его . Подробнее о возврате значения будет рассказано ниже.

Условный оператор «Если»

Описание:

Оператор Если управляет выполнением программы, основываясь на результате одного или более логических выражений. Оператор может содержать любое количество групп операторов, возглавляемых конструкциями ИначеЕсли — Тогда.

Синтаксис:

Если <Логическое выражение> Тогда
    // Операторы
ИначеЕсли <Логическое выражение> Тогда
    // Операторы
Иначе
    // Операторы
КонецЕсли;

Параметры:

Если Ключевое слово, которое начинает структуру оператора условного выполнения.
<Логическое выражение> Логическое выражение.
Тогда Операторы, следующие за Тогда выполняются, если результатом логического выражения является значение Истина.
// Операторы Исполняемый оператор или последовательность таких операторов.
ИначеЕсли Логическое выражение, следующее за ключевым словом ИначеЕсли, вычисляется только тогда, когда условия в Если и всех предшествующих ИначеЕсли оказались равны Ложь. Операторы, следующие за конструкцией ИначеЕсли — Тогда, выполняются, если результат логического выражения в данном ИначеЕсли равен Истина.
Иначе Операторы, следующие за ключевым словом Иначе, выполняются, если результаты логических выражений в конструкции Если и всех предшествующих конструкциях ИначеЕсли оказались равны Ложь.
КонецЕсли Ключевое слово, которое завершает структуру оператора условного выполнения.

?. – оператор безопасного вызова

Оператор безопасного вызова, обозначаемый вопросительным знаком с точкой, похож на проверку на null с if в варианте без else. Он проверят, что значение слева от него не равно null. Если же оно равно null, то ничего не происходит. Точнее, все выражение возвращает null.

Если же значение слева от оператора возвращает что-то отличное от null, то вызывается метод, стоящий справа от этого оператора. Можно представить, что слева от стоит проверка условия на неравенство null, а справа – это тело if, которое выполняется, если условие вернуло истину.

fun main() {
    val b String? = "World"
    val c String? = null
 
    val bL Int? = b?.length
    val cL Int? = c?.length
 
    println(bL) // 5
    println(cL) // null
}

Поскольку выражение с оператором безопасного вызова метода потенциально может вернуть null, то значение всего выражения с этим оператором всегда будет принадлежать какому-либо nullable-типу.

Нулевые стейтменты

Также в C++ можно не указывать основную часть оператора if. Такие стейтменты называются нулевыми стейтментами (или «null-стейтментами»). Объявить их можно, используя точку с запятой вместо выполняемой операции. В целях улучшения читабельности кода, точка с запятой нулевого стейтмента обычно пишется с новой строки. Таким образом, мы явно указываем, что хотим использовать null-стейтмент, уменьшая вероятность не заметить его использования:

if (a > 15)
; // это нулевой стейтмент

1
2

if(a>15)

;// это нулевой стейтмент

Хотя нулевые стейтменты редко используются в сочетании с оператором if, но, из-за неосторожности, это может привести к проблемам. Рассмотрим следующий фрагмент кода:. if (a == 0);
a = 1;

if (a == 0);
a = 1;

1
2

if(a==);

a=1;

В вышеприведенном примере мы случайно указали точку с запятой в конце оператора if. Эта неосмотрительность приведет к тому, что код будет выполняться следующим образом:

if (a == 0)
; // точка с запятой указывает, что это нулевой стейтмент
a = 1; // и эта строка выполнится в любом случае!

1
2
3

if(a==)

;// точка с запятой указывает, что это нулевой стейтмент

a=1;// и эта строка выполнится в любом случае!

Предупреждение: Всегда проверяйте, не «закрыли» ли вы случайно оператор if точкой с запятой.

if else в одну строку

Во многих языках программирования условие может быть записано в одну строку. Например, в JavaScript используется тернарный оператор:

Читается это выражение так: если больше , равен , иначе — равен .

В Python отсутствует тернарный оператор

Вместо тернарного оператора, в Питоне используют инструкцию , записанную в виде выражения (в одно строку):

Пример:

Такая конструкция может показаться сложной, поэтому для простоты восприятия, нужно поделить ее на 3 блока:

Для простоты восприятия if-else, записанного одной строкой, разделите выражение на 3 блока

Стоит ли использовать такой синтаксис? Если пример простой, то однозначно да:

Вполне читаемо смотрятся и следующие 2 примера:

Но если вы используете несколько условий, сокращенная конструкция усложняется и становится менее читаемой:

Поток управления: если, когда, для, пока

если выражение

В Kotlin if является выражением, то есть возвращает значение. Таким образом, нет необходимости в тернарных операторах (условия? Тогда: в противном случае), потому что эту роль может выполнять обычный if.

Ветвь if может быть блоком кода, а последнее выражение используется как значение блока:

Когда выражение

when заменяет оператор switch языка C. Самая простая форма следующая:

when сравнивает свои параметры со всеми условиями ветвления по порядку, пока ветвь не будет соответствовать условию. when может использоваться как выражение или как утверждение. Если оно используется как выражение, значение квалифицированной ветви является значением всего выражения. Если оно используется как оператор, значение отдельных ветвей игнорируется. (Например, если, каждая ветвь может быть блоком кода, а его значение — это значение последнего выражения в блоке)

Если другие ветви не соответствуют условиям, будет оценена ветвь else. Если в качестве выражения используется when, должна быть ветвь else, если только компилятор не обнаружит, что были учтены все возможные ситуации.

Если нужно обрабатывать несколько веток одинаково, вы можете объединить несколько веток, разделив их запятыми:

Мы можем использовать произвольные выражения (вместо констант) в качестве условий ветвления

Мы также можем определить, находится ли значение (in) или нет (! In) в интервале или в наборе:

Другая возможность — определить, является ли значение (есть) или нет (! Есть) определенным типом значения. Примечание. Благодаря интеллектуальному преобразованию вы можете получить доступ к методам и свойствам этого типа без какого-либо дополнительного тестирования.

when также можно использовать для замены цепочки if-else if. Если параметры не указаны, все условия ветвления являются простыми логическими выражениями, и ветвление выполняется, когда условие ветвления истинно:

Для цикла

Цикл for может проходить по любому объекту, который предоставляет итератор, что эквивалентно языку C #.Loop, синтаксис следующий:

Тело цикла может быть блоком кода

Таким образом, for может перебирать любой объект, который предоставляет итератор, а именно:

  • Имеет функцию-член или функцию расширения, Его возвращаемый тип
  • Имеет функцию-член или функцию расширенияИ возвращает логическое значение
  • Существует функция-член или функция расширения hasNext (), которая возвращает логическое значение.

Все три функции должны быть отмечены как。

Цикл for для массива будет скомпилирован в цикл на основе индекса, который не создает итератор.

Если вы хотите пройти по массиву или списку по индексу, вы можете сделать это:

Обратите внимание, что этот «обход интервала» будет скомпилирован в оптимизированную реализацию без создания дополнительных объектов;

Или вы можете использовать библиотечные функции:

Где нужны значения типа Boolean

Булевы значения и условные выражения часто используются в условиях операторов ветвления, тернарного оператора и циклов.

Операторы ветвления

Оператор ветвления позволяет выбрать и исполнить определённый блок кода в зависимости от срабатывания некоторого условия.

Есть два оператора ветвления (условные конструкции): if-else и switch.

Оператор if

Его синтаксис выглядит так:

if (условие) {

//код

} else {

//код

}

В круглых скобках после if указывают условное выражение (высказывание). Если оно истинно (то есть результат его вычисления равен true), то выполняется код в фигурных скобках после условия, иначе выполняется код по ветке else (если она есть).

Примеры:

Проверяем условие в круглых скобках:

3 > 2?

Если да, то в консоль выводим: «Высказывание в скобках правдивое», иначе ничего не выводим.

Так как 3 и правда больше 2, то в консоли появилось наше сообщение.

Печатаем «Высказывание в скобках правдивое», если результат вычислений в круглых скобках = true. В ином случае выводим: «Высказывание в скобках ложное».

Так как выражение (3 < 2) возвращает false, то и в консоли видим: «Высказывание в скобках ложное».

Вложенные конструкции

Допустим, мы хотим проверить некое условие, и если оно не выполнилось — проверить другое условие и так далее. Сделать это можно двумя способами.

1. Вложенный if

Синтаксис тут такой:

if (условие1) {

//действия, если условие1 выполнено;

} else {

if (условие2) {

//действия, если условие2 выполнено;

}

<…>

else {

//действия, если все предыдущие условия не выполнились;

}

Пример:

2. Конструкция else if

Каждое логическое условие записывают через комбинацию else if, после которых в круглых скобках идёт альтернативное условие. Последний вариант (если ни одно из условий не сработало) записывается через else без условия.

Синтаксически это выглядит так:

if (условие1) {

//действия, если условие1 выполнено;

}

else if (условие2) {

//действия, если условие2 выполнено;

}

else if (условие3) {

//действия, если условие3 выполнено;

}

<…>

else {

//действия, если условие последнего if тоже не выполнилось;

}

Пример:

Каждое следующее условие проверяется только в том случае, если предыдущее не выполнилось. Как только найдётся одно правдивое условие (или мы достигнем последнего else), выполнится код в фигурных скобках после этого условия, а оставшаяся цепочка условий будет пропущена.

Иногда условий else if нужно довольно много:

Такой код сложно воспринимать: увеличение глубины вложенности быстро сделало его запутанным. Для таких случаев придуман оператор switch.

Операторы else и elif

Теперь вы знаете, как использовать оператор для условного выполнения одного оператора или блока из нескольких операторов. Пришло время выяснить, что еще вы можете сделать.

Иногда вы хотите оценить условие и выбрать один путь, если это истина и указать альтернативный путь, если это не так. Это делается с помощью предложения :

if <expr>:
    <statement(s)>
else:
    <statement(s)>

Если имеет значение true, то выполняется первый набор, а второй пропускается. Если имеет значение false, то первый набор пропускается, а второй выполняется. В любом случае, выполнение затем возобновляется после второго набора. Оба набора определяются отступом, как описано выше.

В этом примере x меньше 50, поэтому выполняется первый набор (строки 4-5), а второй набор (строки 7-8) пропускается:

x = 20

if x < 50:
    print('(первый набор)')
    print('x is small')
else:
    print('(второй набор)')
    print('x is large')

Здесь, с другой стороны, x больше 50, поэтому первый набор передается, а второй выполняется:

x = 120

if x < 50:
    print('(первый набор)')
    print('x is small')
else:
    print('(второй набор)')
    print('x is large')

Существует также синтаксис для выполнения ветвления, основанный на нескольких альтернативах. Для этого используйте одно или несколько предложений (сокращение от else if). Python вычисляет каждый по очереди и выполняет набор, соответствующий Первому, который является истинным. Если ни одно из выражений не является истиной и указано предложение else

, то выполняется этот набор:

if <expr>:
    <statement(s)>
elif <expr>:
    <statement(s)>
elif <expr>:
    <statement(s)>
    ...
else:
    <statement(s)>

Можно указать произвольное количество предложений . Предложение является необязательным. Если есть, то он должен быть указан последним:

name = 'Joe'
if name == 'Fred':
    print('Hello Fred')
elif name == 'Xander':
    print('Hello Xander')
elif name == 'Joe':
    print('Hello Joe')
elif name == 'Arnold':
    print('Hello Arnold')
else:
    print("I don't know who you are!")

По большей мере, будет выполнен один из указанных блоков кода. Если предложение не включено и все условия ложны, то ни один из блоков не будет выполнен.

Примечание: использование длинного ряда может быть немного неудобным, особенно когда действия представляют собой простые операторы, такие как .

Вот одна из возможных альтернатив приведенному выше примеру с использованием метода dict. get() :

names = {
    'Fred': 'Hello Fred',
    'Xander': 'Hello Xander',
    'Joe': 'Hello Joe',
    'Arnold': 'Hello Arnold'
}

print(names.get('Joe', "I don't know who you are!"))

print(names.get('Rick', "I don't know who you are!"))

Вспомните из статьи про словари Python, что метод dict. get () ищет в словаре указанный ключ и возвращает соответствующее значение, если оно найдено, или заданное значение по умолчанию, если его нет.

Оператор с предложениями использует оценку короткого замыкания, аналогичную тому, что вы видели с операторами и . Как только одно из выражений оказывается истинным и его блок выполняется, ни одно из оставшихся выражений не проверяется. Это показано ниже:

var  # Not defined

   
if 'a' in 'bar':
    print('foo')
elif 1/0:
    print("This won't happen")
elif var:
    print("This won't either")

Второе выражение содержит деление на ноль, а третье ссылается на неопределенную переменную var. Любой из них вызовет ошибку, но ни один из них не будет вычислен, поскольку первое указанное условие истинно.

Инструкция else if

Инструкция используется в случае, если требуется выполнить один из многих фрагментов кода. Формально это не JavaScript-инструкция, а лишь распространенный стиль программирования, который заключается в применении повторяющихся инструкций :

Приведенный выше код – это всего лишь последователь­ность инструкций . Каждая следующая является частью предыдущей инструкции . Запись более удобная, чем ее синтаксически эквивалентная форма, показывающая вложенность инструкций :

В следующем примере, благодаря применению конструкции , будет выведено одно из четырех окон приветствия в зависимости от времени суток:

Выполнить код »
Скрыть результаты

!! – утверждение «это не null»

Два восклицательных знака, стоящих после nullable-значения, преобразуют его к типу без поддержки null. При этом перед преобразованием никак не проверяется, что значение действительно не содержит null. Поэтому, если в процессе выполнения программы окажется, что значение, которое пытается преобразовать оператор , все-таки null, то останется только один выход – выбросить исключение NullPointerException. Если оно не обрабатывается кодом, программа аварийно завершится.

Поэтому, несмотря на удобство этого оператора, его следует использовать только там, где вы уверенны, что null быть не может.

fun main() {
    val b String? = readLine()
    val c String = b!!
    val d String = readLine()!!
    val e Int = b!!.length
}

Условный оператор switch

Конструкция switch позволяет сравнивать значение выражения сразу с несколькими вариантами.

Рассмотрим код, который конвертирует оценку пятибалльной шкалы из числа в текстовое представление:

С использованием switch код будет выглядеть так:

Выражение соответствия в скобках после switch, сравнивается с вариантами(метками), которые находяться за ключевым словом case. Если они эквивалентны, то выполняются инструкции до оператора break, который указывает на то, что нужно выйти из блока switch. В случае когда сравниваемое значение не соответствует ни одному из вариантов, выполняется блок default.

Для перехода с одного блока case в другой, можно использовать оператор goto case:

Блок default не обязательный. Если он не указан, а соответствия нет, то происходит выход из switch.

Использование break после операторов return, throw и goto case не обязательное.

Начиная с C# версии 7.0, выражение соответствия может быть любым выражением отличным от null. В предыдущих версиях языка допускались только: целочисленные, символьные, строковые, логические типы данных и перечисления.

Когда выражение

Когда выражение заменяет заявление переключателя в C-подобных языках. В простейшем виде это выглядит так

when (x) {
    1 -> print("x == 1")
    2 -> print("x == 2")
    else -> { 
        print("x is neither 1 nor 2")
    }
}

when сопоставляет свой аргумент со всеми ветвями последовательно, пока не будет выполнено какое-либо условие ветвления. when может использоваться как выражение или как утверждение. Если оно используется как выражение, значение удовлетворенной ветви становится значением всего выражения. Если он используется как оператор, значения отдельных ветвей игнорируются. (Как и в случае с if , каждая ветвь может быть блоком, а ее значением является значение последнего выражения в блоке.)

Еще ветвь вычисляется , если ни одно из других условий ветвления не удовлетворены. Если when используется в качестве выражения, ветвь else является обязательной, если компилятор не может доказать, что все возможные случаи покрываются условиями ветвления (как, например, с записями класса enum и подтипами запечатанного класса ).

Если во многих случаях необходимо работать одинаково,условия ветки могут быть объединены запятой:

when (x) {
    , 1 -> print("x == 0 or x == 1")
    else -> print("otherwise")
}

В качестве условий ветви можно использовать произвольные выражения (а не только константы)

when (x) {
    parseInt(s) -> print("s encodes x")
    else -> print("s does not encode x")
}

Мы также можем проверить значение быть в или в! В диапазоне или коллекции:

when (x) {
    in 1..10 -> print("x is in the range")
    in validNumbers -> print("x is valid")
    !in 10..20 -> print("x is outside the range")
    else -> print("none of the above")
}

Другая возможность состоит в том, чтобы проверить , что значение является или ! Это определенного типа

Обратите внимание, что благодаря вы можете получить доступ к методам и свойствам типа без каких-либо дополнительных проверок

fun hasPrefix(x: Any) = when(x) {
    is String -> x.startsWith("prefix")
    else -> false
}

when также можно использовать как замену цепочке if — else if . Если аргумент не указан, условия ветвления представляют собой просто логические выражения, и ветвление выполняется, когда его условие истинно:

when {
    x.isOdd() -> print("x is odd")
    y.isEven() -> print("y is even")
    else -> print("x+y is even.")
}

Так Котлин 1.3, можно захватить , когда объект в переменной , используя следующий синтаксис:

fun Request.getBody() =
        when (val response = executeRequest()) {
            is Success -> response.body
            is HttpError -> throw HttpException(response.status)
        }

Область действия переменной, вводимой в when subject, ограничивается элементом when body.

Смотрите в .

Вывод

С завершением этого урока вы начинаете писать код Python, который выходит за рамки простого последовательного выполнения:

Вы познакомились с понятием структур управления. Это составные операторы, которые изменяют поток управления программой-порядок выполнения программных операторов.
Вы научились группировать отдельные утверждения в блок или набор.
Вы столкнулись со своей первой структурой управления, оператором , который позволяет условно выполнить оператор или блок на основе оценки данных программы.

Все эти концепции имеют решающее значение для разработки более сложного кода Python.

В следующих двух статьях будут представлены две новые структуры управления: оператор и оператор . Эти помощники облегчат повторение, многократное выполнение оператора или блока операторов.

Оригинал статьи:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про сервера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: